Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.
  • У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.
  • Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.
  • Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Нужно ли лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

  1. Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.
  2. Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.
  3. Признаки у малышей и дошкольников:
  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.
  • Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.
  • У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.
  • Признаки у детей школьного возраста:
  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом здесь.

Советы родителям по коррекции детского поведения

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  1. Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.
  2. В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.
  3. Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.
  4. Несколько советов родителям:
  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Рекомендации по лечению бруксизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Стоит ли принимать препараты и какие?

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

Особенности режима дня и питания

  • Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.
  • Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.
  • Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:
  1. Гиперактивность у детей дошкольного возрастаВ рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Читайте также:  Грудной эликсир детям до года: инструкция по применению для детей

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

Прогноз

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  1. Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.
  2. Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.
  3. Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.
  4. При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.
  5. Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.
  6. Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Гиперактивность у детей, которую также называют СДВГ (такая аббревиатура означает «синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. И решать ее следует комплексно, привлекая грамотного специалиста.

Когда родители подозревают у своего сына или дочки гиперактивность, они нередко не знают, что предпринять. Поэтому для них важна информация, какой врач лечит СДВГ у малышей, когда нужно к нему обратиться, как и чем лечить такую серьезную психологическую проблему, а также как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Одним из основных факторов, обуславливающих появление СДВГ у маленьких детей, является генетическая предрасположенность. Другими отрицательными факторами, способными провоцировать развитие гиперактивности и дефицита внимания в раннем возрасте, являются:

  • Тяжелое протекание беременности.
  • Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
  • Стресс во время беременности.
  • Прием лекарств во время вынашивания.
  • Недостаточное питание будущей мамы.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • Стимуляция начала родов.
  • Затяжное течение родов.
  • Асфиксия в родах.
  • Стремительные роды.
  • Недоношенность ребенка.
  • Малый вес при рождении.
  • Появление неврологических пороков у ребенка.
  • Пребывание новорожденного в неблагоприятной психологической обстановке.
  • Излишне строгое воспитание ребенка со стремлением тотально его контролировать.
  • Недостаток в питании ребенка веществ, важных для работы мозга.
  • Токсическое отравление дошкольника.

Рекомендуем посмотреть запись программы доктора Комаровского, в которой рассматривается тема детской гиперактивности:

Первые признаки гиперактивности могут появиться у деток еще в младенчестве. Мама может заподозрить у грудничка СДВГ по таким симптомам:

  • Ускоренное физическое развитие. По сравнению со сверстниками гиперактивные малыши начинают раньше переворачиваться, ползать, вставать или ходить.
  • Недостаточная длительность сна. Младенец спит меньше, чем рекомендуют врачи для его возраста.
  • Трудности с засыпанием. Ребенка приходится долго укачивать и убаюкивать, чтобы он уснул.
  • Чуткий сон. Малыш слышит во сне любые шорохи и легко из-за них просыпается.
  • Бурной реакцией на что-то новое. Ребенок очень активно реагирует на гостей, изменение обстановки, громкие звуки.
  • Быстрая потеря интереса к игрушке.
  • Сильная привязанность к маме.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте 2 года и старше СДВГ проявляется:

  • Частыми капризами.
  • Невозможностью длительно сосредотачиваться на какой-то игрушке.
  • Неусидчивостью и постоянным движением.
  • Отказом отправляться спать.
  • Небрежным выполнением заданий.
  • Замедленным развитием памяти.
  • Повышением активности, когда ребенок устал.
  • Постоянным отвлеканием на занятиях.
  • Провоцированием конфликтов с другими детьми.
  • Быстрым разговором.
  • Частым нарушением правил игры.
  • Отсутствием самодисциплины.
  • Неумением дослушать ответ и постоянным перебиванием собеседника.
  • Отрицанием ограничений и запретов.
  • Повышенной забывчивостью.
  • Потерей своих вещей.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Если мама заметила у дочери или сына несколько описанных выше симптомов, ей следует обратиться с ребенком к любому их таких специалистов:

  • Детский невролог.
  • Детский психолог.
  • Детский психиатр.

Чаще всего к этим специалистам обращаются в возрасте 3-5 лет. После первого осмотра дошкольника врач не будет ставить диагноз, а лишь понаблюдает за малышом, проведет некоторые тесты, побеседует с родителями. При необходимости ребенка направляют на дополнительное обследование.

В представленном ниже коротком видео детский доктор Евгений Комаровский поясняет, как распознать гиперактивного ребенка:

Чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно одновременно сочетать такие методы лечения:

  1. Консультации родителей. Прежде чем начать лечить ребенка, важно провести разъяснительную работу с его родителями, объяснив, в чем особенности СДВГ и как общаться с ребенком при наличии такой проблемы. Коррекция поведения взрослых не менее важна, чем лечение ребенка.
  2. Особые условия обучения. Если ребенок не может посещать обычный детский сад, следует подобрать для него такое заведение или те виды дополнительных занятий, где малыш с гиперактивностью будет чувствовать себя комфортно.
  3. Медикаментозная терапия. Детям с СДВГ назначают седативные или психостимулирующие лекарства, подбирая их в индивидуальном порядке. Так как лечение должно быть длительным, синтетические медикаментозные средства чередуют с травяными чаями. Лечение народными средствами включает применение пустырника, чабреца, мелиссы, валерианы, мяты. Также детям дают витамины и необходимые для поддержки нервной системы пищевые добавки.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • Относитесь к малышу доброжелательно и с пониманием.
  • Обезопасьте квартиру и убедитесь, что малыш не поранится во время игр.
  • Для ребенка с гиперактивностью очень важно придерживаться режима дня, даже в выходные.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей и старайтесь избегать шумных компаний.
  • Ограничивайте времяпровождение у компьютера.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны ему для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, а все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением.
  • Создайте особый ритуал перед сном, который поможет малышу успокоиться и легче заснуть.
  • Следите, чтобы ребенок достаточно спал.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя малышу размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него.
  • Хвалите ребенка за его достижения, даже если они небольшие.
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Подберите увлечение, которое поможет дошкольнику тратить избыток его энергии.
  • Наказания для ребенка должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными. Ребенок должен понимать связь своего поступка и наказания.
  • Не ссорьтесь, если рядом ребенок.
  • Уделяйте внимание всем членам семьи, не отдавая предпочтение лишь ребенку.
  • Тщательно продумывайте досуг. Отправляясь с ребенком на природу или в гости, постарайтесь учесть все мелочи.
  • Не забывайте о собственном отдыхе. Проводите некоторое время без ребенка, чтобы вернуться к нему бодрыми и спокойными.

О том, что думает доктор Комаровский по поводу воспитания малышей с СДВГ, смотрите здесь:

Очень важно родителям правильно себя вести. Подробнее об этом смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Читайте также:  Можно ли кофе кормящим мамам: с молоком, без кофеина

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша.

Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя.

Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может.

Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет.

В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора.

Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же.

Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то.

К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно.

После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии.

Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

  • Мелитин;
  • Декседрин
  • Виванс и другие.

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

  • Фенибут;
  • Кортексин;
  • Пантогам и другие.

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

17.02.2020 Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Чрезмерная активность ребенка зачастую свидетельствует о таком диагнозе, как гиперактивность. В данной статье раскрывается понятие гиперактивности у детей дошкольного возраста, лечение, а также особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – это совокупность подвижного беспокойства,
непоседливости, большого количества лишних движений, недостаточной
целеустремленности движений, аффективного возбуждения, эмоциональной
лабильности, нарушений концентрации внимания.

Данное поведение чаще наблюдается у мальчиков, нежели у
девочек. Причины могут быть следующие: выше уязвимость мозга плодов мужского
пола от различных видов патологий беременности и родов, при которых страдает
мозг. Кроме того, считают, что меньшая степень функциональной асимметрии у
девочек создает больший резерв для компенсирования нарушений тех или иных
психических функций. 

Симптомы

Понаблюдайте за вашим чадом. Присутствуют ли у ребенка в возрасте до 7 лет такие признаки поведения? Была ли их длительность более шести месяцев?

  • Положительный ответ – 1 балл.
  • Отрицательный ответ – 0 баллов.
  • Если в результате наберется 8 баллов и более, ребенка следует
    показать специалисту.
  1. Суетливые движения руками и ногами; извивается,
    сидя на стуле (у старших детей возможно субъективное чувство нетерпимости).
  2. Ребенку сложно усидеть на стуле, когда он
    выполняет задание.
  3. Легко отвлекается на сторонние влияния.
  4. Крохе сложно дождаться своей очереди, чтобы
    вступить в игру.
  5. Отвечает на вопросы без раздумий, даже раньше,
    чем вопрос окончен.
  6. Ребенку сложно выполнять инструкции.
  7. Малышу сложно удерживать внимание, выполняя
    задания или играя.
  8. Часто переходит от одного незаконченного дела к
    другому.
  9. Во время игр кроха обеспокоен.
  10. Часто слишком много говорит.
  11. Во время разговора постоянно прерывает
    остальных, навязывает свое мнение.
  12. Часто, кажется, что кроха не слышит, что ему
    говорят.
  13. Зачастую теряет вещи, необходимые для занятий
    дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и тому подобное).
  14. Игнорирует физическую опасность и возможные
    последствия (например, перебегает дорогу). 
Читайте также:  Как выбрать горшок для ребенка: советы и рекомендации

Причины

Большинство специалистов считают, что самыми
распространенными причинами гиперактивности являются:

  1. Органические поражения мозга (черепно-мозговая
    травма, нейроинфекция).
  2. Патология беременности (осложнения во время
    беременности, диатез, хронические соматические заболевания роженицы).
  3. Генетический фактор (наследственность, то есть
    синдром дефицита внимания может носить семейный характер).
  4. Дисфункция активизирующих систем ЦНС.
  5. Пищевые факторы (питание, которое содержит
    большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).
  6. Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие
    системы воспитательного влияния на ребенка).
  7. Психические отклонения родителей.
  8. Алкоголизм и отклонения в сексуальном поведении
    родителей.
  9. Курение матерей, особенно во время беременности.

Но не все дети, которые принадлежат к группе риска,
обязательно являются гиперактивными! Если все проблемы не исчезли к первому дню
рождения малыша, их можно устранить позже.   

Отличие гиперактивности от активности

Главное отличие гиперактивности от просто живого темперамента в том, что это не черта характера крохи, а последствия не совсем нормального появления на свет и нарушений у младенца. К группе риска принадлежат дети, которые родились путем кесарева сечения, тяжелых патологических родов; вскармливались искусственно, рождены с маленьким весом, недоношенные младенцы.    

Разновидности

Выделяют три вида проявления гиперактивности у детей. Рассмотрим их более детально.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания (СДВГ)

При таком диагнозе ребенку трудно сконцентрировать внимание,
присутствует повышенная неуправляемая активность и импульсивность. Во время
выполнения заданий, малыш допускает ошибки, так как невнимателен и непоседлив.
Часто кроха не доводит начатое дело до конца. Ребенок может терять вещи,
зачастую не выполняет поставленные инструкции.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Наблюдается нарушение произвольного внимания. При этом
интеллектуальное развитие малышей находится на уровне нормы, но не проявляется
в полной мере из-за «витания в облаках». Чаще это присуще девочкам. В
выполнении заданий чадо не обращает внимания на детали. Малыш медлителен. Часто
таких деток считают ленивыми. 

Гиперактивность без дефицита внимания

Встречается довольно редко.

Возможные последствия

Излишнюю активность у ребенка родители начинают замечать в
4-5 лет. В случае подтверждения специалистами диагноза СДВГ, важно
незамедлительно проводить коррекцию гиперактивности
дошкольника. В ином случае в школе чадо столкнется с множеством проблем.

Малышу сложно будет выполнять задания, слушать учителя, следовать инструкциям.
Дефицит внимания и гиперактивности ведут к тому, что у ребенка с нормальным или
высоким интеллектом появляются сложности с овладением письмом и чтением. В
работах ребенка присутствует много ошибок.

Таким детям трудно адаптироваться к
новому коллективу.

В подростковый период дети, имеющие СДВГ, склонны к
появлению устойчивого плохого поведения и агрессии, раннему курению или приему
наркотиков.       

Диагностика

Заметив в поведении ребенка признаки гиперактивности, стоит
незамедлительно обратиться к специалистам для подтверждения или исключения
СДВГ:

  • неврологу;
  • психиатру;
  • психологу.

Диагностика гиперактивности у детей дошкольного возраста проводится
с помощью наблюдения за маленьким пациентом, заполнения родителями анкет,
интервью или бесед, нейропсихологического тестирования. При подтверждении
диагноза врачами подбирается соответствующая коррекционная работа с
гиперактивными детьми.

Лечение

  1. С целью лечения СДВГ используют медикаментозные и
    немедикаментозные методы.
  2. К лекарственным препаратам прибегают в редких случаях, когда
    остальные способы не дали желаемый результат.

  3. Для коррекции поведения малыша существуют следующие нелекарственные
    направления:
  • Систематическая работа с психологом. Специалист подберет упражнения для контроля внимания, развития памяти, речи. Психолог поможет ребенку научиться верить в себя.
  • Соответствующая физическая активность. Для детей важно выплеснуть накопившуюся энергию. Выбирая вид спорта, желательно отдать преимущество плаванию, велоспорту, катанию на лыжах, коньках. Не стоит останавливаться на командном спорте и наличии соревновательных элементов.
  • Психотерапия для всей семьи. Излишняя активность чада накладывает отпечаток на поведение родителей. Мама и папа становятся раздражительнее, импульсивнее. У женщин чаще появляется депрессия. Посещение психотерапевта поможет справиться с проблемой вместе.

Игры с гиперактивными детьми

Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного
возраста должны быть направлены на снятие агрессии и напряжения, а также
способствовать развитию внимания и самоконтроля.

Питание

Если ваш малыш гиперактивен, желательно отдать предпочтение
правильному питанию, в котором будет достаточно витаминов и микроэлементов.
Слишком подвижному ребенку больше, чем другим детям, необходимо придерживаться
ограничений в жареной, острой, копченой еде. Дошкольник в первую очередь должен
употреблять вареное, тушеное и свежие овощи и фрукты.

Правило: если ребенок не хочет есть, не заставляйте его!

Как общаться с гиперактивным ребенком

Сейчас все больше деток являются гиперактивными. Справляться
с такими крохами сложно, но возможно. Главное в общении с чрезмерно активными
дошкольниками – это спокойствие, мягкость и в то же время четкость.

Советы здравомыслящим родителям:

  • Ребенок не виноват в чрезмерной активности,
    поэтому не стоит его ругать и наказывать за это. Как следствие может пострадать
    самооценка, возникнуть чувство вины перед родителями.
  • Научить малыша управлять собой – ваше первоочередное
    задание. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные игры». Негативные
    эмоции есть у каждого, в том числе и у деток. Родителям следует научить кроху
    избавляться от лишней энергии.
  • В воспитании нужно избегать двух крайностей:
    проявления чрезмерной мягкости и выдвижения слишком высоких требований. Нельзя
    допускать вседозволенности: чадам необходимо четко разъяснять правила поведения
    в разных ситуациях. Но количество возражений и запретов должно быть сведено к
    минимуму.
  • Дошкольника нужно хвалить в любом случае, когда он
    смог довести до конца начатое дело. На примере относительно простых заданий
    следует научить кроху правильно распределять силы.
  • Необходимо оберегать детей от переутомления,
    связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер),
    избегать мест большого скопления людей (супермаркеты, рынки прочее).
  • В некоторых случаях избыточная активность и
    возбужденность могут быть результатом слишком высоких требований, которые
    ставят родители к ребенку. Особенно, если малыш не в силах им соответствовать
    из-за своих природных способностей. В таком случае родителям надо быть менее
    требовательными, пытаться уменьшить нагрузку.
  • Причиной повышенной возбужденности может стать
    недостаточная физическая активность. Нельзя сдерживать естественную
    необходимость ребенка играть в подвижные игры, бегать, прыгать.
  • Иногда нарушения в поведении могут являться
    реакцией малыша на психическую травму (например, на развод родителей, конфликт
    в коллективе, с родителями, плохое отношение к ребенку).
  • Полезны таким детям активные виды спорта.
  • Обучайте дошкольника пассивным играм, чтению,
    рисованию, лепке. Даже если ребенок часто отвлекается, необходимо, после
    удовлетворения иного интереса, вернуться к начатому делу и довести его до
    конца.
  • Научите кроху расслабляться. Квалифицированный
    психолог подскажет, что этому может способствовать: йога, арт- или
    сказкотерапия, медитация.
  • Не забывайте говорить чаду, как сильно вы его
    любите!    

Гиперактивный ребенок в детском саду

Часто воспитатели жалуются на «неуправляемость» малыша. Но
стоит подобрать к ребенку подход, и он станет гордостью группы. Следующие
советы помогут воспитателю справиться с гиперактивными дошколятами.

  1. Старайтесь индивидуализировать работу.
  2. Поощряйте хорошее поведение как можно чаще и по
    возможности игнорируйте провокационные поступки малыша.
  3. Во время занятий постарайтесь минимизировать
    отвлекающие факторы.
  4. Выберите оптимальное место для гиперактивного
    ребенка (например, в центре группы, напротив доски).
  5. Дайте ребенку возможность быстро обратиться к
    воспитателю за помощью, если ему сложно что-либо выполнить (можно ввести
    невербальные сигналы).
  6. Обязательно пишите задания на доске.
  7. На протяжении определенного промежутка времени
    давайте только одно задание, старайтесь его дозировать и обязательно
    контролируйте выполнение.
  8. Посадите рядом с терпеливым, спокойным соседом,
    если есть возможность – то одного.
  9. Планируйте на протяжении дня подвижную разрядку:
    физкультминутки, подвижные игры, динамические часы.
  10. Указания давайте четко, кратко, не более чем 10
    словами.   

Мнение доктора Евгения Комаровского

Доктор Комаровский рекомендует правила воспитания гиперактивного ребенка и дает практические рекомендации родителям.

Гиперактивность у детей дошкольников Ссылка на основную публикацию Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *